Пилотный проект по маркировке товаров народного потребления начался 1 февраля 2017 года, и в феврале 2020 года успешно завершился. С 1 июля 2020 года производители лекарственных препаратов обязаны снабдить каждую упаковку кодом Data Matrix, иначе товар невозможно будет поставить на реализацию в аптеку, интернет-магазин или иную торговую организацию. Код Data Matrix представляет собой двумерное изображение, которое защищено криптографическим шифрованием, и является оптимальным решением задачи по присвоению каждому товару уникального идентификатора. Что делать с остатками, которые не имеют маркировки? Абсолютно все лекарственные препараты, которые были выпущены до введения системы маркировки, разрешается продавать на протяжении всего срока их годности, т.е. до 01.01.2020г.
Какое оборудование работает с маркировкой
Для интеграции торгового или производственного предприятия в систему Честный знак требуются четыре составляющих:

Необходимо стать участником системы Честный знак. Для этого потребуется оформить усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации или индивидуального предпринимателя. Для регистрации можно использовать ранее зарегистрированную действующую ЭП

Требуется установить либо обновить кассовое ПО и систему учета товаров для работы по стандартам Честного знака. Программное обеспечение не позволит реализовать контрафактный товар и обеспечит учет маркированных изделий в общем торгово-производственном поле

Нужно купить достаточное количество 2D -сканеров для считывания штрихкодов по стандартам ЕГАИС. В продаже есть сканеры разных типов: ручные и стационарные, проводные и беспроводные, с различными типами интерфейсов для подключения к информационному оборудованию

Отладка ЭДО (электронного документооборота) с контрагентами. В электронном виде можно передавать счет-фактуры и ТН, акты, договоры, документы для налоговой службы. Система ЭДО способна интегрироваться в любую бухгалтерскую программу.
Сроки маркировки лекарств
Стандартизованная система маркировки лекарств кодами Data Matrix решает несколько задач:
- Контроль качества лекарственных средств, реализуемых в аптеках
- Отслеживание движения препарата от производителя до момента продажи
- Учет товарооборота лекарственных средств в масштабах страны
Сам процесс постановки медикаментов на учет выглядит так:
- Производитель регистрируется в системе «Честный знак» заказывает изготовление кодов для определенного лекарства
- Полученные коды производитель размещает на упаковке лекарств. Данные о новой партии товара появляются в системе учета
- Через систему электронного документооборота прослеживается путь препарата от производителя через поставщика до аптеки. После сканирования штрихкода Data Matrix на кассе или в регистраторе выбытия (в медучреждениях) уникальный код выбывает из оборота
Данная система универсальна и полностью охватывает весь цикл «жизни» лекарственных препаратов. Внедрение обязательной маркировки лекарств нацелено на борьбу с поддельными препаратами, доля которых на российском фармацевтическом рынке по некоторым данным достигает 60%.
Система МДЛП 2019-2020
Российское законодательство устанавливает, что взаимодействие с ИС МДЛП (информационная система мониторинга лекарственных средств) является обязательным для всех лиц и организаций, которые участвуют в обороте фармацевтических препаратов. К работе в национальной системе маркировки привлекаются производители, дистрибьютеры, аптеки и медицинские организации. Доля участия субъекта отличается в зависимости от вида деятельности:
- Производители и импортеры лекарств должны получать коды на каждую партию товара, и наклеивать их на каждую упаковку лекарственных средств. Также производители передают сведения о кодах дистрибьютерам через систему электронного документооборота
- Логистические компании сканируют штрихкоды и товарные накладные для регистрации движения товара в системе ЭДО. Далее при передаче продукции в предприятия торговли и медучреждения поставщики отмечают выбытие партии
- Медицинские организации, которые не продают лекарства напрямую, а реализуют их в ходе оказания услуг, должны также зарегистрироваться в системе «Честный знак» и приобрести сканер для считывания штрихкодов. Однако списание лекарств в медучреждениях будет происходить не через кассу, а через регистратор выбытия. Чтобы лекарственные препараты не подорожали, регистраторы выбытия для медучреждений бесплатно выдает оператор системы ЦРПТ
- В аптеках и магазинах производится приемка лекарств по штрихкодам с помощью сканеров. При пробитии чека на кассе товар списывается, код выбывает из системы ЭДО
Чтобы работать с промаркированными фармацевтическими товарами, продавец должен иметь подготовленную материально-техническую базу:
-
Для регистрации в системе «Честный знак» у сотрудника, который будет принимать товары в системе, должна быть квалифицированная электронная подпись. Оформить ее можно в любом центре, у которого есть сертификат Минкомсвязи на изготовление УКЭП. Стоимость УКЭП не превышает 2000 рублей
ОФД - Официальное программное обеспечение для работы в системе «Честный знак» и обновленная прошивка кассового аппарата
-
2D-сканер для сканирования кодов Data Matrix. На сайте национальной системы маркировки есть раздел, где можно проверить свой сканер на соответствие стандарту. Если ваш сканер считывает код с картинки, приобретать новый не потребуется.
Сканеры штрих-кодов.
- Терминал для сбора, хранения и обработки данных (рекомендован для больших магазинов и аптек)
При соблюдении всех перечисленных условий необходимо для продажи лекарственных средств по новым правилам. Если вы еще не успел подготовиться, обратитесь к нашим менеджерам, и воспользуйтесь квалифицированной помощью.
Принцип применения маркировки лекарств на практике
- Каждый товар получает свой уникальный код еще на фабрике. Производитель размещает его на упаковке
- Весь дальнейший путь товара фиксируется в системе Честный Знак: поэтапно от производителя до конечного потребителя
- При поступлении товара в точку продажи сканируют его уникальный Data Matrix-код и только потом выставляют на реализацию
- В момент приобретения товара его штрих-код снова сканируется, а в системе маркировки он определяется как выбывший из оборота
- Покупатель может получить полную информацию о товаре, воспользовавшись мобильным приложением «Честный знак», а в случае подделки – сообщить в контролирующие органы
- Код товара храниться на протяжении нескольких лет. Если будет выполнен возврат товара, то код снова вернется в оборот.

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Задать вопрос
Часто задаваемые вопросы
Маркировка представляет собой нанесение индивидуального двухмерного штрих-кода на каждую упаковку медицинского препарата, который позволяет проследить весь путь средства от производителя к покупателю. Коды присваиваются еще на этапе производства лекарственной продукции. Сначала производитель получает их в системе «Честный знак», а затем наносит на упаковку соответствующего лекарства.
Такой подход позволяет фиксировать в системе учета данные обо всех медикаментах, которые находятся на данный момент в обороте на территории РФ. В программе отображается каждый их шаг: путь с завода изготовителя к поставщику или дистрибьютору, получение в точке продажи и непосредственный сбыт покупателю. Отслеживать движение может как государство, так и все субъекты рынка. Наличие кода и внедрение самой системы маркировки позволяет изъять из оборота фальсификаты и контрафакт, исключить повторный вброс лекарственных препаратов, прекратить нелегальную реализацию медикаментов и даже контролировать уровень цен на жизненно-необходимые лекарственные препараты.
Когда упаковка таблеток продается покупателю, провизор сканирует штрих-код, информация о товаре поступает в кассовый чек. Онлайн-касса разрешает продажу и направляет данные в ОФД, которая транслирует их в налоговую и систему маркировки, а проданный медпрепарат выбывает из оборота.
Учитывая, что медикаменты имеют достаточно разветвленную сеть сбыта и использования, то ситуация складывается несколько сложнее, чем в других отраслях. Основными субъектами обязательной маркировки являются:
- Производители, которые занимаются выпуском медикаментов
- Импортеры, которые поставляют препараты в нашу страну.
- Дилеры и поставщики федерального, регионального и местного уровня
- Логистические компании, которые занимаются транспортировкой и распространением
- Учреждения здравоохранения, которые тем или иным образом связаны с оборотом медицинских препаратов: больницы, стоматологические клиники, медцентры и т.д.
- Точки розничной продажи: аптеки, фармацевтические магазины, интернет-ресурсы
- Конечные потребители.
Преимущество программы маркировки в том, что она обеспечивает широкий общественный контроль за оборотом медикаментов. Каждый участник может считать код и узнать путь или любую интересующую информацию по конкретному лекарственному препарату. Никаких дорогостоящих средств для этого не нужно, достаточно бесплатно скачать и установить соответствующее приложение на мобильный телефон, планшет или любой другой гаджет.
Ключевым идентификатором каждой упаковки является Data Matrix код. Изначально он использовался в проектах по маркировке одежды и обуви, где и заслужил отличные рекомендации. Сам код представляет собой двухмерное изображение, которое защищено криптографическими методами шифрования. По внешнему виду он идентичен QR-коду, но вмещает гораздо больше информации.
Перечислим главные преимущества Data Matrix:
- Легко изготавливается и не требует больших затрат.
- Не приводит к удорожанию медикаментов и не требует закупки специального оборудования для печати
- Надежно защищен. Его невозможно подделать, сделать копию или заменить
- Содержит большой объем данных, который вмещается в одном изображении
- Надежно защищен от механических повреждений, его можно считать даже при повреждении 30% площади
- Данные считываются с помощью классического двухмерного сканера, поэтому субъектам рынка не придется тратить лишние средства на закупку считывающего оборудования.
Все производители лекарственных средств и импортеры должны:
- Наносить уникальный Data код на вешнюю сторону упаковки медицинского препарата при производстве или поставке в страны ТС. Если нет оборудования, которое осуществляет печать кодов, то его необходимо будет приобрести
- Запрашивать коды на медицинскую продукцию у операторов ЦРПТ в программе «Честный знак»
- Сообщать о выпущенных препаратах с помощью регистратора эмиссии кодов
- Сообщать дистрибьюторам о кодах маркировки через ЭДО.
Схема сотрудничества выглядит так:
- Дистрибьютор получает заказанные позиции с завода-производителя, фиксирует получение товара в системе «Честный знак», считывая маркировочные коды и подтверждая электронные накладные.
- Все движения медикаментов отображаются в системе
- Во время продажи препаратов в розничную точку поставщик должен передать в систему «Честный знак» данные о сбыте. В этот момент все лекарства переходят с баланса поставщика на баланс аптеки или фармацевтического магазина. Движение лекарств отображается в системе учета и контролируется государством.
Считывание кодов Data Matrix осуществляется на каждом этапе, поэтому в распоряжении поставщиков обязательно должен присутствовать 2D сканер.
Любые медицинские учреждения, которые реализуют медикаменты в процессе оказания услуг, а не прямой продажи, должны:
- Пройти регистрацию в системе «Честный знак».
- Зафиксировать в программе приемку маркированной продукции с помощью 2D сканера и через ЭДО.
- Подтверждать отпуск медицинских препаратов посредством регистратора выбытия.
Для интернет-магазинов, сети аптек и остальных продавцов, которые в розницу торгуют медикаментами, предусмотрен несколько другой алгоритм действий. Им следует:
- Зарегистрироваться в системе «Честный знак»
- Купить оборудование: онлайн-кассу, сканер и т.д.
- Приемку всех мед. препаратов от поставщиков отражать в ЭДО, выбрав для себя наиболее удобную программу.
- Продажа каждого средства фиксируется автоматически. Когда аптекарь сканирует код, который размещен на упаковке, то вся информация о медикаменте попадает в кассовый чек, который передается ОФД, а затем транслируется в гос. систему учета. Затем код лекарства гасится и выбывает из оборота.
Независимо от рода деятельности субъекта (производитель, дистрибьютор, медицинский центр или аптечная сеть), все обязаны зарегистрироваться и подключиться к ИС МДЛП. Порядок действий:
- Оформить усиленную цифровую подпись УКЭП руководителя организации в любом центре Минкомсвязи, который имеет соответствующую аккредитацию
- Оформить УКЭП для всего персонала, который будет иметь доступ в ИС МДЛП.
- На компьютер, который будет предназначен для работы в системе, требуется установка СКЗИ согласно ГОСТ.
- Зарегистрировать организацию в ИС МДЛП с помощью ЭП руководителя. Сначала необходимо создать личный кабинет на сайте «Честный знак»- ЦРПТ. Затем в личном кабинете перейти в раздел «Маркировка лекарств» и заполнить данные об организации.
- По окончании успешной регистрации необходимо уведомить местный орган Росздравнадзора.
Работа невозможна без современной системы электронного документооборота, ее обязательно придется установить. Она обеспечивает возможность обмена данными с другими субъектами рынка.
Производители и импортеры мед. препаратов уже давно вплотную работают с системой маркировки. Как показывает практика, большая часть вопросов и сложностей возникает в сегменте розничной торговли. Многие субъекты рынка и вовсе не понимают суть и предназначение маркировки, надеются на перенос сроков или тотальную отмену. Нужно понимать, что через некоторое время маркировка медикаментов будет повсеместной и общеобязательной, поэтому вникать и подготавливаться лучше уже сейчас. Предлагаем пошаговый алгоритм действий, который поможет быстрее и проще адаптироваться к системе:
- Оформить УКЭП руководителя
- Пройти регистрацию в ИС МДЛП
- Обеспечить необходимую материальную базу: купить онлайн-кассу, 2D-сканер
- Установить электронную систему товароучета
- Перейти на новые правила приемки медикаментов. Проведенные операции должны фиксироваться в ЭДО
- Принять действующие правила продажи лекарственных препаратов. Продавец лекарств должен считывать не только штрих-код, но и уникальный Data-код
- Приступить к работе с учетом новых инструкций.
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Заказать услугу
|